Что вы можете сделать, чтобы ваш ребенок не вырос завистливым?

 С самого рождения малыша родители упорно превращают его детскую комнату в подобие игрушечного магазина. Но все равно, увидев что-нибудь новенькое у других мальчиков-девочек, он начинает требовать точно такое же или еще лучше. Сначала плюшевого мишку, затем ролики, мобильник и так далее. «У всех есть, и я ХОЧУ». Откуда у детей такие неуемные желания и как научить их ценить то, что они имеют?

В основе этого «хочу» лежит, как правило, совершенно естественное чувство, которое мы во взрослом мире называем завистью. И нет такого человека, который бы его ни испытал. Но даже если ваш ребенок завидует чему-то очень сильно, не пугайтесь. Это нормальное и необходимое явление для развития детской,, психики. Вы не можете требовать от него философского равнодушия к соблазнам мира, но научить его им противостоять и выбирать правильные ориентиры в жизни – в ваших силах. 

Повышайте самооценку детей

 Зависть возникает не оттого, что у ребенка (и у взрослого) нет вожделенного предмета или качества. Ее причина в том, что он подсознательно переживает свою малоценность и ошибочно думает, что обладание желаемым восполнит эту недостаточность.

Постарайтесь использовать все возможности для повышения самооценки вашего ребенка. Создавайте такие ситуации, в которых он мог бы проявить свои способности. И не скупитесь на похвалы. Главное – хвалите ребенка не столько за детсадовские (хорошо нарисовал корову) или школьные (пятерка по математике) успехи, сколько за личностные – любознательность, помощь другим, доброта, смелость, искренность.

Вы должны быть уверены, что самооценка вашего ребенка позитивна. Даже если он получит несколько замечаний от воспитательницы или пять двоек подряд, он должен чувствовать и думать про себя, возвращаясь домой: «Я нормальный и хороший, я просто допустил ошибку, я постараюсь ее исправить, мама и папа мне помогут, они все равно любят меня». 

Не стыдите ребенка! 

Когда ребенок очень чего-то хочет, не старайтесь обесценивать предмет его желаний: «Этот навороченный и дорогой телефон очень большой и тяжелый, тебе будет неудобно носить его в кармане». Это неправдоподобно. Честно признайте его достоинства и скажите ребенку, что понимаете его чувства. Но не стыдите и не ругайте его. Не драматизируйте ситуацию – не стоит говорить ребенку, что были лучшего мнения о нем, что его система ценностей вас глубоко разочаровала, что никто и никогда в вашей семье не разделял идеалов вещизма. Лучше сделайте ему комплимент за хороший вкус, если, конечно, вещь того заслуживает.

Спокойно, без ненужных оправданий скажите, что вы пока не планировали тратить такие средства на подобную покупку, тем более что у него уже есть телефон, который исправно работает. Расскажите ребенку, как зарабатываются деньги. Он должен знать, что «булки не растут на деревьях» и что «деньги не берутся из тумбочки». Это повысит уровень его зрелости, позволит соизмерять желаемое и возможное.

Попробуйте вместе с ним конструктивно и по-деловому, а точнее, по-взрослому рассмотреть возможные стратегии действий. Во-первых, это поиск подходящей замены: современный, лучшего качества (чем у него есть) вместо «крутого» и дорогого. Во-вторых, отсрочка по времени: «Сейчас мы не можем купить новый телефон, может быть, через полгода» или «Мы купим тебе ко дню рождения».

Не предлагайте сделки типа: «Вот получишь пятерку в четверти, купим тебе то-то и то-то». Если какая-то вещь нужна и полезна для ребенка, она по мере возможности должна быть приобретена.

 Будьте откровенны

 Лучший способ воспитания –это собственный пример. Следите за своими высказываниями, ведь ваши дети могут по-своему истолковать то, что вы говорите. Ну и, конечно, подумайте и скажите себе откровенно, не отражает ли ребенок, постоянно завидуя кому-то, вашу систему ценностей. В этом случае воспитание надо начинать с себя. Еще один хороший способ — рассказать ребенку, как вы сами в детстве завидовали сверстникам, как переживали и что делали. Это не только поможет вам стать ближе друг к другу, но и избавит ребенка от чувства неполноценности. «Если даже сам папа (и мама) когда-то кому-то завидовал и справился с этим, то, значит, я не такой уж плохой, раз завидую. У меня тоже все будет хорошо» –приблизительно так может рассуждать ребенок после вашего доверительного разговора.

Признайтесь в своей мечте – например, вы хотите иметь яхту и плавать под парусом всей семьей. Покажите ему разницу между изматывающей завистью или пустым фантазированием и целенаправленной работой по воплощению своей мечты в жизнь.

Вместе разработайте конструктивный пошаговый план: например, купить журнал про яхты и сделать для начала модель; попробовать хоть часок поплавать на маленькой яхте на курорте с инструктором; купить надувную лодку и приспособить к ней самодельный парус; купить виндсерф или аква-глайдер; самим сделать легкий катамаран из подручных материалов и отправиться в плавание. В конечном итоге никакие потенциальные возможности по приобретению яхты не заменят в глазах ребенка того, что вы серьезно стремитесь научиться управлять разными плавучими средствами.

 Станьте психологом

 Обсудите с ребенком, зачем тот, кто обладает предметом его зависти (дорогим телефоном), показывает и хвалится им всем подряд? Проанализируйте вместе мотивы его поведения: желание нравиться, стремление повысить свой статус в глазах одноклассников. Постарайтесь разъяснить, что, по сути, ребенок, повышающий степень самоуважения путем демонстрации окружающим престижного предмета, является часто просто жертвой неблагоприятных обстоятельств. Скорее всего, в его собственной семье близкие заменяют любовь к нему дорогими подарками. Все это достойно сочувствия. Иногда одного такого осознания бывает достаточно, чтобы чувство зависти у вашего ребенка резко уменьшилось


ИГОРЬ    ТАТАРСКИЙ,
журнал  "
Yong Family"

 

Rambler's Top100
На меже, на переметке
Резеда и риза кашки,
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки
(Есенин)
Наверх!