Выбрать игрушку ребенку с каждым годом становится все сложнее. Если раньше специалисты предупреждали лишь о физическом ущербе, который могут нанести малышу кукла или машинка, изготовленные из некачественных материалов, то сейчас тревогу забили психологи.
 «Не все игрушки одинаково полезны», - считают специалисты.
Чем руководствуются родители, отправляясь за подарком ребенку в «Детский мир»? Как показывают опросы, они ориентируются на внешние, поверхностные признаки: цену, размер, дизайн. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. К чему это может привести, рассказывают специалисты.

Ирина Казунина, директор Межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей»:

Любая игрушка является развивающей. Вопрос в том, что она развивает: память, мышление, внимание или агрессию, страх, неврозы? Какой будет взрослая жизнь ребенка, играющего классической бензопилой маньяка? Или, например, сейчас в магазинах продаются говорящие игрушки. Педагоги-логопеды в школе ставят ребенку дикцию. А после занятий он приходит домой, общается со звуковой игрушкой, которая непонятно что и как произносит, и все возвращается на круги своя.
Особая проблема - это возраст. Маркировка, которая стоит на игрушках, подчас не соответствует тем развивающим функциям, которые заложены в игрушке.
Можно встретить товар, на котором указан такой возрастной диапазон: от полутора до десяти лет. Представьте себе полуторагодовалого ребенка и десятилетнего! Как им можно давать одну и ту же игрушку?
Сейчас на рынке появилось очень много обучающих игр. Родители им доверяют. Но возьмем, к примеру, игры по обучению грамоте. Сколько же они содержат ляпов! Производители путают понятие «звук» и «буква», допускают орфографические, грамматические ошибки. И ребенок, пообщавшись с такой «обучающей» игрушкой, все это запоминает и с этими проблемами приходит в школу.
Елена Смирнова, доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки Московского психолого-педагогического университета:
— Чтобы ребенок правильно развивался, он должен вкладывать в игру свои слова, мысли и переживания. А если игрушка сама его обнимает, сама с ним разговаривает, сама по себе движется, пользы от нее не будет. Но такой товар дороже, привлекательнее и пользуется большим спросом. А главный критерий для производителей - продаваемость. Вот такой тупик.
Довеском к хорошей игрушке могут стать рекомендации психологов. Мы в нашем Центре разработали систему психолого-педагогической экспертизы. Тем играм, которые ее проходят, мы даем оценку: «Детские психологи рекомендуют». Мы надеемся, что внедрение этого знака будет повышать рыночную привлекательность игрушки для тех родителей, которые заботятся о развитии ребенка.
Сам себе эксперт
Разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в игрушечных магазинах, поможет книга доктора психологических наук Веры Абраменковой «Во что играют наши дети: Игрушка и Антиигрушка».
Антиигрушка - это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности.
Что такое «антиигрушка»? Это не просто «некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями» вещь. «Антиигрушка, - пишет Вера Абраменкова, - специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности, представляющее опасность для жизни и здоровья детей». Как ее распознать? Она либо очень реалистична, как кукла Барби, вследствие чего «не несет творческого начала». Либо, наоборот, совсем абстрактна, как «покемон» или «телепузик», и приводит к утрате «чувства реальности». Типичные «антиценности» несут в себе монстроподобные куклы. Большая черная обезьяна или чертик могут спровоцировать у ребенка тяжелый невроз. Впрочем, опасной в психологическом отношении может быть и милая плюшевая собачка. Если у игрушки грустное выражение «лица» - «с близко поставленными зрачками или с полузакрытыми веками», - она будет нагонять на ребенка депрессию. Такой же эффект может получиться от игрушки фиолетового или серого цвета.
Вера Абраменкова подсказывает, какие опасности могут таиться даже в полезных играх. И речь идет не только о компьютерных программах. Есть такие игрушки - «шнуровки». Это картонки с дырочками, через которые надо протаскивать веревочку. Такая игрушка призвана разрабатывать мелкую мускулатуру пальцев. Внуку Веры Абраменковой подарили шнуровку в виде фигуры мальчика: «и голова, и живот, и руки картонного ребенка - все в дырках, через которые живой ребенок-сверстник игрушечного - протягивает шнурок». «Баба, а можно мальчика протыкать?», - спросил четырехлетний Силуан. Бабушка-психолог спохватилась и забрала у ребенка безнравственную игрушку.
Получается, что «антиигрушки» просто оккупировали полки магазинов. Что же делать? Абраменкова предлагает самим смастерить игры, «какие в магазине не купишь». Подойдет любой материал, даже старые колготки. А выкройки есть в книге.
Куда отдать игрушку на экспертизу?
Вашему ребенку подарили игрушку, а она вас чем-то смущает? Можно отнести ее в «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» (см. сайт www.moo-edd.ru). Надолго ее не задержат: оценка длится в среднем месяц-полтора. Игрушка пройдет через руки двух-трех независимых экспертов с профильным образованием. Стоимость экспертизы в каждом конкретном случае оговаривается особо.

Мария РАЕВСКАЯ

Детский рынок игр и игрушек ежегодно возрастает на 30%. В целом его объем достигает 12,5 млрд. рублей в год. Игрушки завозятся в Россию более чем из 30 стран. 90% импорта - из Китая
 

 

 

Rambler's Top100
На меже, на переметке
Резеда и риза кашки,
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки
(Есенин)
Наверх!