Когда маленькие дети берут на детской площадке игрушки друг друга или приносят из детского сада чужие вещи, мы переживаем, объясняем ребенку разницу между своим и чужим, но в душе все-таки списываем все на его возраст, на то, что он еще мал и многого не понимает и успокаиваемся. Но когда ребенок взрослеет, идет в школу, а привычка брать чужое остается, мы начинаем беспокоиться всерьез. Что же советуют специалисты. Вот что как рассматривает этот вопрос журнал "Здоровье школьника"

Мамам и папам то и дело приходится слышать от детей многочисленные «хочу». А чего хотят школьники? Все, что угодно: новый телефон, ролики, мороженое, поездку к морю, платье, как у Тани, сапожки,как у Оли…
Ребятам трудно сопоставить свои желания с возможностями родителей, в том числе и материальными. Собственные потребности для них зачастую важнее моральных принципов и норм поведения, принятых в обществе или в семье, и справиться с собой они не могут. При этом «плохими » дети быть не хотят. Даже совершая воровство, ребенок оправдывает себя: «Почему нельзя взять вещь, которая мне очень нравится? Чужая? Но я же не насовсем: поиграю и отдам».
В данном случае мы не будем говорить о клептомании. Это психическое расстройст-во, которое заставляет человека красть вещи не из желания обладать ими, а из болезненного удовольствия от самого процесса воровства. Есть и другие мотивы, заставляющие ребенка совершать не самый благовидный поступок. Рассмотрим наиболее типичные ситуации.
Синдром обделенности
Родителям следует помнить, что дети в школьном возрасте ведут себя так, как принято в среде их сверстников. Они стараются носить то, что носят их одноклассники, иметь такие же школьные принадлежности, игрушки, телефоны и т.д. Это явление называется детской конформностью. Вот что рассказала мне моя знакомая:
— Мы с дочерью, ей восемь лет, были в гостях у родственников. Вернувшись домой, я обнаружила у Ани красивую шариковую ручку, сделанную в виде игрушки. На мои вопросы девочка ответила, что ручку ей дала на время двоюродная сестра Полина, ровесница моей дочери. Однако я выяснила, что Аня взяла вещь без спроса.
В этой ситуации основным мотивом поведения ребенка было желание иметь такую же вещь, как у сестры. Аня чувство вала себя обделенной и не испытывала угрызений совести за содеянное. Стыд появился лишь тогда, когда родители узнали о проступке и отругали девочку за него.
Из спортивного интереса
— В семье моей подруги произошел такой случай. Ее семилетний сын Никита и его друг решили копить деньги. Причем поспорили, кто первым накопит 500 рублей. Другу родители иногда давали немного на карманные расходы, а Никите – нет. Поэтому он решил сэкономить на школьных обедах, а заодно взять деньги из ящика письменного стола, где они всегда лежали у родителей.
Вот еще один мотив воровства – соревновательный. Желание выиграть у друга заслонило все условности и запреты. К тому же, по словам мамы, Никита не признавал себя виновным в том, что украл деньги. В разговоре с ней он искренне недоумевал, почему не может взять денег из дома: «Ты же берешь деньги из ящика в столе, и папа берет оттуда. Это ведь не воровство!»
Ради близких
А иногда ребенок руководствуется и вовсе «благородными» намерениями: — Когда Ирине было восемь лет, она украла у друзей своих родителей довольно крупную сумму денег, которую те держали в ящике стола. Сначала несколько сотен рублей она отдала бабушке и на ее удивленный вопрос ответила, что нашла деньги на улице. Потом оставшуюся сумму девочка отдала маме. Ситуация прояснилась довольно быстро, и на вопрос родных, зачем же было красть деньги, Ира ответила, что таким образом «хотела помочь маме с бабушкой, ведь денег все время не хватает».
Быть в центре внимания И о совсем уж экзотическом мотиве воровства рассказала мне моя подруга:
— Мне было лет 10, когда мы в выходной день поехали с классом в лес, чтобы поиграть в футбол и просто отдохнуть. У моей одноклассницы Тамары были часы, которые она сняла перед игрой и положила около своего пакета. Играть мне не хотелось и вообще было скучно. Тогда я решила взять часы Тамары, спрятать их где-нибудь, а потом, когда все начнут их искать, неожиданно «найти» пропажу.
В данном случае ребенок использовал факт воровства как возможность обратить на себя внимание и заслужить похвалу от учителя и одноклассников за якобы найденную им вещь.
Но чаще всего, как показывают и наши примеры, и рассказы родителей, предметом кражи становятся деньги, на которые ребенок намеревается купить вожделенную вещь или игрушку.
Восемь способов отучить ребенка брать чужие вещи


Регулярно выдавайте детям определенную сумму на карманные расходы. Ребенок должен учиться тратить деньги и планировать свои расходы. Школьникам также полезно узнать, что деньги имеют свойство заканчиваться.

Деньги, находящиеся в доме, не должны быть в поле зрения ребенка. Эту рекомендацию следует соблюдать для того, чтобы у малыша не было ни малейшего искушения присвоить себе деньги родителей.

Даже если вы точно знаете, что ребенок замешан в воровстве, ни в коем случае не навешивайте на него уголовных ярлыков, не предрекайте ему «плохую дорожку» в жизни и т.д.

Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве: «В нашей семье такого отродясь не водилось», или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей».

Не вспоминайте прошлые проступки ребенка, когда он вызовет ваше недовольство в следующий раз.

Учите детей тому, что чужие вещи нельзя брать без разрешения ни под каким предлогом. Воспользуйтесь рекомендацией Бенджамина Спока, приведенной им в книге «Разговор с матерью»: «Если ребенок украл вещь у чужих людей, родителям не следует торопиться ее возвращать. Пусть ребенок сам отдаст эту вещь и попросит прощения». Такой урок надолго останется в его памяти.

Какой бы плохой поступок ни совершил ваш ребенок, вы должны понимать, что от этого он не стал хуже. Да, поступок плохой, но ребенок-то все равно ваш, любимый. Своим поведением вы как бы говорите ему: «Мне не нравится, как ты поступил, но я все равно тебя люблю. Я помогу тебе справиться с любой проблемой, не оставлю тебя в беде, не стану любить тебя меньше».


«Здоровье школьника» №4, 2007
 

 

Rambler's Top100
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод...
(Фет)
Наверх!