Вот и начался новый учебный год. Кто-то из наших юных путешественников сел первый раз за школьную парту. Поздравляем. Но вот у родителей прибавляется хлопот. Как привыкнет малыш к новым условиям? Какое место он займет в коллективе, почему кто-то адаптируется сразу, а кто-то испытывает проблемы вплоть до окончания школы?
Может быть эта статья поможет вам найти хотя бы часть ответов на эти сложные вопросы.
 

С маской по жизни
Школьный класс - копия любого другого коллектива. В нем обязательно есть свои умник, клоун, изгой, ябеда... По какому принципу дети распределяют между собой эти роли? Что скрывается под масками? И как вести себя взрослым, чтобы та или иная манера поведения ребенка не мешала его учебе? На эти вопросы отвечают Оксана Раздувалова, учитель начальных классов, победитель конкурса «Лучший учитель России» в рамках национального проекта «Образование», и школьный психолог Елена Блохина.

Когда дети приходят в 1-й класс, примерно до Нового года все они только знакомятся и стараются быть хорошими.
Но уже через 3-4 месяца, освоившись в новой обстановке, каждый начинает проявлять индивидуальность. И, как следствие, исполнять в коллективе определенную роль.
Психологи утверждают: под масками, которые примеряют на себя наши дети, чаще всего скрываются их внутренние страхи и проблемы.
К сожалению, рамки, в которые ребенок загоняет сам себя, могут мешать не только учебе, но и полноценному развитию его личности. Постараемся этого не допустить.

«Застенчивый ботан»
Когда третьеклассника Сережу вызывают к доске, по классу прокатывается смешок. Ребята с удовольствием наблюдают, как лицо товарища заливается ярким румянцем смущения. Сережа с трудом выдавливает слова. Оговаривается. И под хохот класса замолкает окончательно.
— Садись на место, - безнадежно машет на него рукой учитель.
И при этом всем известно: Сергей - один из лучших учеников в своей параллели.
Оксана Раздувалова: Перед нами - наглядный пример гиперстеснительности. Такие дети с трудом выдают информацию, панически опасаясь ошибиться.
Для того чтобы преодолеть этот страх, учитель может организовать работу ученика в группе. То есть дать одно задание на 2-3-х человек. Ведь застенчивому ребенку общаться со сверстниками легче, чем со взрослыми. Поэтому он может тихонько сказать правильный ответ партнеру по группе. А тот уже озвучит его от имени всей группы. Важно помнить, что при этом учитель должен похвалить каждого!
А еще страх стеснительного ученика перед публичными выступлениями можно побороть,поручая ему время от времени готовить доклад на интересные для него самого темы. Например, если дома у него живет собака или кот, пусть ребенок расскажет на классном часе о повадках своего домашнего животного.
Елена Блохина: Корни подобной стеснительности обычно кроются в семье. Так, если родители нагнетают ужас перед школой, учителями, плохими оценками, замечаниями по поведению, то чего ждать от младшеклассника?
Безоговорочный культ успеваемости и дисциплины способен вогнать маленького ребенка в ступор. Школьнику страшно ошибиться и, как ему кажется, опозориться перед учителем и классом. И подвести тем самым своих родителей.

«Номер один»
...Начало урока. Учитель просит сдать тетради с домашним заданием. Но четвероклассники Игорь и Максим объявляют, что не выполнили его.
— Это какое-то недоразумение! -восклицает мама Максима, которая пришла в школу выяснить, почему сын
получил двойку. - Мы ведь это задание вместе дома разобрали. И Макс все записал в тетрадь! Учительница стала разбираться, и выяснилось: задание не выполнил Игорь - мальчик, который стремится к лидерству во всем, в том числе и в учебе. Неудивительно, что, даже поленившись, он не захотел оказаться хуже всех. Вот и подговорил друга проявить солидарность.

О. Раздувалова: В этом случае мы имеем дело с ребенком, перед которым стоит цель во всем быть первым. Ради этого он готов клянчить пятерки. А в любой невыгодной для него ситуации стремится извернуться
и выйти сухим из воды. Или и других утянуть за собой. Порой такие дети могут даже отказываться выполнить задание учителя, если не уверены, что сделают все на пять! И со сверстниками будут общаться только при условии своего успеха и лидерства. Как правило, установку «быть № 1» они получают в семье. Поэтому учителю сложно найти общий язык с их родителями -ведь они всегда на стороне своих детей, что бы они ни совершили.
Е. Блохина: Родители, которые внушают своим детям: «Ты - гений! Ты можешь быть только первым!»-рискуют. Причем не только здоровьем ребенка, но и его жизнью. Истории, когда выпускник идет на золотую медаль, но сбивается с этого пути и после выпускного прыгает из окна - именно про них. Про тех, кто не вынес давления и груза ответственности.

«Выскочка»
Меня! Спросите меня! - первоклассник Никита тянет руку, подпрыгивая на стуле от нетерпения. Хотя учитель даже не успел до конца объяснить задание. Он всегда торопится высказать свою точку зрения. Пусть даже не всегда правильно. У него есть мнение по любому вопросу. Никита часто подает реплики с места, мешая отвечать товарищам...
О. Раздувалова: В каждом классе обязательно есть такой «выскочка». Конечно, он досаждает учителю: ведь на уроке каждая минута - золотая. А подобные ученики, начиная отвечать по существу, обычно уходят в отвлеченные рассуждения. Но если не дать ему договорить, он все 5 уроков будет настаивать, чтобы его выслушали. Где выход? Пусть он всегда отвечает на вопрос первым. А потом учитель спросит ребят: в чем всезнайка прав, а в чем - нет. А в 3-4-м классе нейтрализовать его активность поможет индивидуальное письменное задание по той же теме, которую в данный момент изучает класс.
Кстати, поведение «выскочки» - сигнал для родителей. Возможно, они недостаточно с ним общаются. Или их позиция такова: пусть болтает все, что хочет, лишь бы не мешал! И ребенок в итоге не приучен правильно строить диалог и доводить мысль до конца.
Е. Блохина: Цель любого младшеклассника - заявить о себе. А также - как бы это парадоксально ни звучало в данном случае! - понравиться учителю. Дети ведь не в состоянии реально оценивать впечатление, которое производят на окружающих. Вот кто-то и берет на себя роль «выскочки».
Как правило, это дети холерического склада, и у них слабо развит самоконтроль. Отсюда - бурные переживания, безудержное веселье. Они не выносят безразличия к себе. При этом у «выскочки» обычно высокая самооценка. Поэтому все замечания ему нужно делать тактично. И стоит направить энергию в спортивное русло: такому ребенку, например, подойдут командные виды спорта.
А вот флегматик, которому любую тему необходимо обдумать и обсудить до конца, «выскочкой» никогда не бывает, даже если знает столько же, сколько и более «расторопные» одноклассники.

Определите темперамент вашего ребенка
Холерик отличается повышенной импульсивностью, сильными эмоциональными переживаниями. При отсутствии духовной жизни может быть раздражительным, неспособным к самоконтролю. В школе он, как правило, «выскочка» или «клоун». Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, легко сходится с людьми. Мимика богатая, выразительная. Он непоседлив и нуждается в новых впечатлениях. Не переносит монотонной работы. При отсутствии серьезных целей вырабатывается поверхностное отношение к жизни. В школе он чаще всего «клоун» или «болтун». Флегматик медлителен и спокоен в действиях, в мимике, в речи. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя. Обычно доводит любое дело до конца. Поддерживает ровные отношения с окружающими, но не любит попусту болтать. Если поведение не скорректировать, может вырасти малоэмоциональным, склонным к выполнению одних лишь привычных действий. Может быть «тормозом».
Меланхолик испытывает глубокие и сильные чувства, но выражает их слабо. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Перемены, необходимость действовать энергично часто вызывают у него тормозную реакцию («опускаются руки»). Он застенчив, нерешителен. Помогите ему, и он станет глубоким, содержательным человеком, успешно справляющимся с жизненными задачами. Иначе вырастет замкнутым и тревожным. В школе он - «застенчивый бо
лван» или «тормоз».


«Клоун»
...У 4 «Б» урок математики. Учитель объясняет новую тему, но ученики не могут сосредоточиться. Ведь в центре внимания - опять Костя. Сегодня он забрался под парту и оттуда запускает бумажные самолетики.
— Отправляйся в угол! — не выдерживает учитель. И через минуту класс заходится от хохота. В углу над Костиком - телевизор. И он, накрутив на шею телевизионный кабель, изображает повешенного...

О. Раздувалова: Умненькие, но чрезвычайно подвижные дети - примета нашего времени. Они просто физически не способны просидеть спокойно 45 минут. При этом, например, в 1-м классе возникший смех остановить практически невозможно. Так что важно его не допустить.
Поэтому во время урока я ориентируюсь именно на такого «клоуна». Как только заканчивается его запас терпения, я устраиваю для класса физкультминутку. А еще мы иногда играем в «вопрос-ответ»: я задаю вопрос и кидаю мячик ученику, который должен ответить. Так вот, именно «клоун» обычно кидает мячик вместо меня.
Е. Блохина: Как правило, дети-«клоуны» растут в сложных семьях: там, где слишком строгий папа или не слишком ласковая, неэмоциональная мама.
Так что родителям стоит задуматься: из-за чего так тревожен их ребенок? Школьная клоунада - это, чаще всего, способ справиться с каким-то внутренним напряжением, со скрытыми страхами.
Порой, веселя одноклассников, ребенок стремится отвлечь их внимание от своих проблем с учебой.
Чем помочь таким детям? Во-первых, ликвидировать возможные пробелы в учебе. Во-вторых, как можно больше хвалить: их чувство юмора, пластику... А вот сердиться на «клоуна» и призывать его к порядку бесполезно!

«Тормоз»
...Звенит звонок на перемену, а второклассник Денис опять не успел сделать заданное. К этому уже все привыкли. Как и к тому, что когда учитель его о чем-то спрашивает, мальчик часто отвечает невпопад. Ребята над ним смеются: «Тормоз! Все как до жирафа доходит!» А он становится только медлительнее.
О. Раздувалова: Если речь не идет о каких-то функциональных нарушениях, все поправимо. Например, тугодума можно вовлекать в групповые задания. Причем включать его в сильную группу. Коллективный поиск ответа демонстрирует ребенку: у него тоже все получается. Нужно только подучить что-то конкретное. Дело в том, что дети такого склада часто становятся в классе изгоями, посмешищем. И педагогу необходимо внушать им уверенность в себе и поднимать их авторитет среди ровесников.
Е. Блохина: Главное в работе с тугодумом - никогда его не торопить! Ведь его поведение - врожденное свойство нервной системы. То есть кто-то на внешние раздражители реагирует мгновенно, а он - медленно. Родители таких детей часто впадают в крайности: либо без конца его ругают за нерасторопность, либо сидят над уроками вместе с ним и для скорости делают все, в основном, сами. То и другое для тугодума неприемлемо. Так что просто наберитесь терпения и будьте к нему добры!

«Болтушка»
...Что третьеклассница Юля вошла в школу, узнать несложно: ее звонкий голосок разносится по всем коридорам. Звучит он и на уроках - чуть тише, но почти не смолкая. При этом она отлично слышит все, что объясняет классу учитель.
О. Раздувалова: Такая «болтушка» обычно мешает, но может и пользу принести. Она неглупая, просто не в состоянии молчать. Я обычно выхожу из положения так. Сажаю «болтушку» с самым слабым учеником. И поручаю ей повторять ему все, что я говорю классу. И объяснять, что и как требуется делать во время урока. Ведь «болтушки», как правило, прекрасно учатся!
Е. Блохина: «Болтуны» и «болтушки», как правило, представляют собой смешанный тип темперамента. Они - олицетворение утверждения ученых о том, что чистых психотипов в природе не существует.
Откуда же берется потребность постоянно болтать? На это есть два варианта ответа.
Первый - так проявляется повышенная тревожность и слабый самоконтроль. Таким детям необходимо как можно больше двигаться, а болтовня подменяет собой движение.
Скорректировать поведение помогут занятия танцами - они отлично раскрепощают. А бисероплетение или вязание помогут научиться концентрироваться.
Другой вариант - младшеклассник-болтун просто психологически еще не вырос, «недоиграл».
Дело в том, что мотивация к учебе в начальной школе формируется не сразу. Поэтому некоторые дети воспринимают школу, в первую очередь, как место для общения и развлечения.
В этом случае родителям необходимо всячески демонстрировать важность школьных дел. Составить распорядок рабочего дня. Сформировать максимально серьезное и ответственное отношение к выполнению домашнего задания. Нужно внушить ребенку: школа - это работа.

Не спешите убегать!
Ольга Коршунова, школьный психолог-консультант, кандидат психологических наук.
Порой, если навязанная коллективом роль угнетает ребенка, родители принимают решение перевести его в более сильную школу. Они надеются, что новые одноклассники, ориентированные на учебу, будут доброжелательно относится к «тормозу» или застенчивому «болтуну».
Но насколько оправданны эти надежды? Рассмотрим все «за» и «против» перехода в другую школу.
«За»:
- сильный, опытный учитель;
- эффективная учебная программа.
«Против»:
- перевод из школы в школу в начальных классах - это серьезный стресс для детской психики, особенно для застенчивого и робкого ребенка;
- для обучения по углубленной программе ребенок должен иметь 1-ю группу здоровья и несомненную психологическую устойчивость, иначе одолеть повышенные нагрузки ему будет просто не под силу.

Кстати говоря...
Даже если выбранная роль мешает младшекласснику хорошо учиться, это еще не беда.
Дело в том, что успехи и неудачи ребенка в начальной школе не являются показателем того, насколько хорошо он будет усваивать знания дальше - в школе средней и старшей.
Ведь мотивация к успешной учебе формируется лишь к 5-6-му классу. Об этом в один голос говорят и психологи, и педагоги.
— Чаще всего и трудности с учебой в начальных классах ребенок постепенно перерастает, - объясняет Оксана Раздувалова. - Как, кстати, и рано проявившийся талант - увы!
Да и степень успеха ребенка среди одноклассников с годами может меняться. Ведь, как утверждают специалисты, к моменту окончания начальной школы границы между исполнителями разных ролей должны стираться.
Правда, для того чтобы дети наконец-то сбросили «маски», и учителю, и родителям придется потрудиться.
Только совместными усилиями взрослые могут помочь ребенку наконец-то адаптироваться в коллективе сверстников и проявить все лучшие черты своей индивидуальности.
И лишь в этом случае в средней и старшей школе интеллектуальный потенциал ученика не будет ничем ограничен.
Мария ТРОФИМОВА
журнал "Здоровье школьника" 9, сентябрь 2008.

 

Rambler's Top100
На меже, на переметке
Резеда и риза кашки,
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки
(Есенин)
Наверх!