Вот уже первая четверть нового учебного года подходит к своему завершению, многие родители первоклашек безумно гордятся и радуются успехам своего ребенка. А кто-то огорчается: ребенку не дается грамота, читать он не хочет, пишет со слезами... Такую же проблему с грустью отметили и родители детишек постарше, которые надеялись, что "ну с нового то года он возьмется за ум, а мы будем следить, писать диктанты, читать вслух, вместе разбирать ошибки. Но ребенок диктанты продолжает писать с истерикой, а у вас нет абсолютно сил и времени, чтобы вечером воевать с ним за каждое написанное слово.
ПОИГРАЙТЕ!
Именно это советует нам автор статьи "Слова, слова" Анна САЗОНОВА (журнал "Здоровье школьника")


Вернувшись с работы, вы обнаруживаете на столе записку вашего чада: «Скора преду, несирдись». Впору все-таки рассердиться и засадить маленького «грамотея» за учебники - чтобы выучил хоть какие-нибудь правила. Но кому же охота учиться после уроков и домашних заданий? А вот играть - это пожалуйста. Несколько увлекательных игр помогут пробудить у ребенка интерес к родному языку.
Игра - это не скучное заучивание правил из учебника. В процессе игры язык выучивается как бы сам собой - и родной, и иностранный.

«Эрудит»

В набор для игры входит поле размером 15x15, расчерченное на белые и цветные квадраты, и 131 костяшка с буквами.
Первоначально каждый игрок получает семь костяшек. Из полученных букв нужно составить слово - имя существительное в именительном падеже и единственном числе. Игроки составляют слова по очереди, по правилам кроссворда - то есть по вертикали и горизонтали, каждое слово должно пересекаться с одним из уже составленных. Когда ход сделан, игроки из оставшихся костяшек снова набирают буквы (костяшки лежат в мешочке или просто перевернуты изнанкой вверх, чтобы игрок не видел, какая буква ему попалась).
Каждая буква имеет свою стоимость. Часто встречающиеся -такие, как А или Е, - стоят одно очко, а редкие - Ф, Ю или Ъ -десять очков. Кроме того, дополнительные очки игрок получает, если его слово пересекает цветной квадратик. Например, при попадании на зеленое поле количество очков буквы удваивается, на желтое - утраивается. Если слово пересекает красный или синий квадратик - удваивается или утраивается количество очков всего слова.
Игра заканчивается тогда, когда использованы все костяшки с буквами или нельзя больше со-
ставить ни одного слова. Выигрывает тот игрок, который набрал больше очков.
Кстати, если ребенок учит в школе английский язык, можно купить английский аналог «Эрудита» - «Скраббл» (от англ. scrabble - рыться в чем-нибудь; в данном случае игрок «роется» в буквах).
Если «Эрудит» нужно покупать в магазине, то для таких игр, как «Наборщик», «Анаграммы», «Цепочки слов», понадобятся только карандаши или ручки и несколько листов бумаги -по количеству игроков.

«Наборщик»

Правила игры очень простые. Сначала выбирается любое слово - например, «геометрия». Из букв, входящих в состав этого слова, нужно составить -«набрать» - другие слова. При этом буквы можно использовать столько раз, сколько их в основном слове. То есть в данном случае составить слово с двумя Е можно, а с двумя О - нет.
Составленные слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже и единственном числе. То есть они должны отвечать на вопрос «кто?» или «что?» и не могут являться именами людей или географическими названиями. Из слова «геометрия» можно составить следующие слова: метр, ритм, яр, море, горе, ром, рот, тир, гром и т.д.
Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов или самое длинное слово. Когда ребенок освоит эту игру, правила можно усложнить - договориться, что составленные слова должны содержать в себе, например, не менее четырех букв.
«Анаграммы»
Анаграммы - это слова, полученные из других слов путем перестановки букв. Допустим, сосна-насос, коршун-шнурок, апельсин-спаниель.
Посоревнуйтесь с ребенком, кто составит больше анаграмм из таких слов, как АВТОР, СОРТ, КАРТА, КЛОУН.


«Словесные цепочки»
Вы можете превратить муху в слона? А день в ночь? А тесто в булку? Все это можно сделать, используя метаграммы - то есть пары слов, отличающиеся одной буквой. Совсем простая мета-грамма - превращение мышки в кошку, мышка - мошка - кошка. А сделать тело из души можно за 8 ходов: душа - суша - сушь -суть - сеть - сень - сено - село -тело.
Попробуйте вместе с ребенком превратить ЧАС в ВЕК, ЗУБ в РОТ, КОРУ в ЛИСТ.
Метаграммы можно и зарифмовать. Загадайте ребенку следующие загадки:
С В нужна я для тепла, А порой и для леченья; Если ж сменишь В на X, То получится строенье. (вата - хата)
Меня ты не напрасно ценишь -Тебя насытить я могу. Но если У на Е ты сменишь, Я по деревьям побегу. (булка - белка)
Проверяя, что такое «овин» или «ям», ребенок научится заглядывать в словарь чаще
Хоть мала я, но взгляни: Весь мир в себе я отражаю. А К на Ц перемени -И по болоту зашагаю. (капля - цапля)
С К я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С П - от вас не утаю -Тоже в школе я стою. (карта - парта)
Когда будете играть в одну из этих игр, положите рядом словари - толковый, орфографический, словарь синонимов или антонимов, словарь иностранных слов. Проверяя, существует ли придуманное им слово, как то или иное слово пишется, что такое «овин», «облучок» или «ям», ребенок приучится заглядывать в словарь почаще. Это поможет ему и расширить словарный запас, и улучшить грамотность, и просто полюбить свой родной язык.

 

советы от бебикемп: бывают очень упрямые дети. Они не хотят даже играть, потому, что все, что связано со словами и их написанием вызывает у них отторжение буквально на клеточном уровне - так трудно дается им этот предмет.
Поэтому проводите такие игры обязательно со стимулом в форме соревнования. Пусть участвуют папа, мама, бабушка, сестры и братья.  Пусть победитель получит свой законный приз. Естественно не надо заваливать делающего успехи ребенка на радостях дорогими игрушками каждый вечер за то, что он согласился поиграть и правильно написал простейшее слово! Дорогая игрушка может быть, например, призом за "суперфинал"  - особо сложный раунд игры. А так подарками могут быть:  поход в кино,  шоколадка,  просмотр мультфильмов лишние полчаса в день,  любимое лакомство на завтрак, вместо нелюбимой  каши - главное, чтобы ребенок этого хотел, и понимал, что простейший пусть к достижению цели - выиграть в вечерней игре. Только не повторяйте ошибку большинства родителей (а особенно бабушек и дедушек). Мы иногда так хотим доставить ребенку радость в игре, что "поддаемся" ему, делаем вид, что проиграли, что не умеем или не знаем. Оно понятно, что взрослый человек если будет играть по-настоящему, то выиграет у маленького ребенка в любую игру - хоть в прятки, хоть к крестики-нолики, хоть в "эрудита". Ребенок может совсем разочароваться в себе и потерять уверенность в собственных силах. Пусть выигрывает, пусть радуется, НО НЕ ПОСТОЯННО. Вы должны сами уловить момент, когда ребенок старается изо всех сил, когда он "прыгает буквально выше своей головы", чтобы выиграть, тогда можно приложить все усилия, чтобы ему это позволить, он должен понять, что способен побеждать, но при этом осознать, что для победы нужно потрудиться " в поте лица" ,а не спустя рукава.
Ведь, окрыленный постоянными победами над домашними, малыш наверняка может предложить сыграть в эту игру своим друзьям, когда они придут в гости. Но дети не мама и тем более не бабушка - тут каждый сам за себя, щадить чувства слабого - не в их, увы, правилах. А значит, если ребенок был возведен близкими буквально в ранг гения, не испытывая поражений, разочарование и стресс могут быть очень сильными. Тут очень тонкая грань между  сильно завышенной и сильно  заниженной самооценкой. И то и другое в принципе не есть хорошо, человек уже с детства должен оценивать свои способности и возможности максимально реально, тогда легче будет совершенствоваться и бороться с собственными комплексами и недостатками.
Преодолеть нелюбовь ребенка к письму и чтению крайне сложно, мы уже много раз говорили об этом.

Игра  -ваш помощник. Не забывайте также о том, что в форме игры можно решить проблемы с математикой, физикой, химией, историей и любым школьным предметом: нужно только не полениться и найти нужные правила игры:) А если в доме есть специалисты в той или иной области, то они сами могут придумать очень интересные игры с учетом особенностей собственного ребенка.
Если ваш малыш увлечен динозаврами, но совершенно не владеет таблицей умножения устным счетом, то придется вам выучить сложные названия этих животных и другие подробности их жизни и сочинить веселые задачки и загадки, которые увлеченный малыш даже и не воспримет как занятия, ведь любимая мамочка заговорила с ним о предмете его увлечений, о самом любимом. Считать динозавров намного интереснее, чем яблоки в корзинке, которые несла Маша бабушке. А с опытом, и яблоки легко сосчитаются.

 




 

 

 

Rambler's Top100
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
(Есенин)
Наверх!