На вопросы читателей газеты "Комсомольская правда"отвечает д. м. н., профессор психиатрии Михаил ВИНОГРАДОВ

• Я учитель младших классов. Среди моих учеников есть один 8-летний мальчик из очень приличной семьи, который, несмотря на достаток и хорошее воспитание, то и дело что-то ворует у своих товарищей (деньги, мелкие личные вещи). Школа с ним измучилась. Родители каждый раз в шоке, мол, ума не приложим, откуда это у него. Школьный психолог говорит, что мальчик абсолютно здоров. Помогите разобраться, как быть с этим ребенком. Марина Сергеевна.

– В поведении детей, склонных к воровству, проявляются две тенденции. Все «наше». Пространство, которое ребенок выделяет как свое, мизерно: карандаш, портфель. Для поведения таких детей характерны отсутствие собственных интересов, пассивность, нежелание заявлять свою позицию, полное отсутствие здоровой агрессии. В отношениях с другими детьми они незаметны и несколько аутичны. Вторая крайность - «все мое» - связана с неправомерным расширением своих границ, когда ребенок не понимает, что есть чужие и общие вещи, считая все своим собственным. В поведении эти дети агрессивные «захватчики», экспансивны, пытаются постоянно доминировать, даже когда их неправота очевидна им самим. Что провоцирует детское воровство? Если говорить о деньгах, то воровство денег очень просто пресечь одним мероприятием. Деньги должны находиться в не доступном для ребенка месте. Разбрасывание их по различным местам квартиры, даже если их при этом пересчитывать, не воспитывает силу воли, а наоборот. Кстати говоря, ребенок, который «мелочь по карманам тырит» у родителей, вряд ли вырастет клептоманом, а вот настоящим вором - вполне. А вот наличие собственных карманных денег воспринимается детьми как поле ответственности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит все же часть «выдавать на руки» чаду. Это приводит к экономии и дает дополнительный рычаг влияния. Правда, иногда могут начаться проблемы с вещами. Значит, необходимо определиться с личными вещами. Очень часто дети даже в самых обеспеченных семьях не имеют личных вещей. То есть они не имеют возможности ими свободно пользоваться, распоряжаться, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. Именно поэтому такие дети легко относятся к школьному воровству. Как вести себя родителям, если ребенок подворовывает? Когда ребенок еще в том возрасте, в котором он не понимает границ социальных норм, надо показать конкретные примеры того, что есть собственность. Вплоть до того, что отобрать у ребенка его игрушку, чтобы он почувствовал, что значит отнять. Ты утащил у приятеля, а мы отбираем у тебя. На контрасте, чтобы он понял, что другим тоже обидно и больно, если у них пропадает любимая вещь. Этап удали лучше высмеивать. Ирония - самый лучший метод. Нужно объяснить разницу между показной удалью и действительной.

Подготовила Елена ИОНОВА.
 

 

Rambler's Top100
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод...
(Фет)
Наверх!