Нужны ли дошколенку физика, биология и география? Стоит ли загружать его знаниями, которые он получит в школе?

Законы физики, химии, биологии окружают нас в повседневной жизни. Опрокинутая со стола чашка летит вниз. На нее действует сила притяжения Земли. Это из области физики. Если на кофточку уронить котлету, то пятна уже не отстираются. Молекулы жира сцепляются крепче с тканью, чем с водой. Это химия.
Цветок, поставленный в темноту под кровать, чахнет, а его листочки приобретают бело-зеленоватый цвет. Все оттого, что прекращается процесс фотосинтеза в листьях.
Для того чтобы ребенок рос и развивался всесторонне, был готов воспринимать школьные предметы, познакомим его сейчас с основами естественных наук. Вам даже не придется прилагать особых усилий, достаточно просто комментировать происходящее. Например, по какой причине яблоко падает на пол, а воздушный шарик взлетает к потолку... Если ваш ребенок проявил интерес к изучению законов физики, химии, задумался, какие эксперименты и опыты можно провести с предметами, которые нас окружают, то добро пожаловать в  клуб „Любопытных и любознательных".

Предложенные ниже опыты пробуждают интерес к науке и искусству. Каждый вид деятельности включает в себя точное научное понятие. Опыты сопровождаются интересными и неожиданными реакциями и результатами. Дети не только пленяются красотой и радостью созидания, они буквально зачарованы и поражены научной стороной этого процесса.
Дух открытий
Подготовьте для занятий подходящее место и необходимые предметы. „Лабораторию для экспериментов" можно устроить в большой комнате, на кухне или в ванной. Для опытов понадобятся бумага, вода и краски, кисточка, пастельные мелки, подсолнечное масло.
Диффузия
- Капните краской на мокрую бумагу. Молекулы краски медленно распространяются в воде, которой пропитана бумага. Это называется диффузия.
- Если краску наносить на мокрый замороженный лист бумаги, вытащенный из морозильной камеры, и на него капнуть краски, то капля остывает и почти замерзает. Это охлаждение замедляет движение молекул краски. Она начинает застывать и становится похожей на твердую. А когда бумага оттаивает, молекулы краски и воды начинают двигаться быстрее и легче смешиваются. Это похоже на обычное взаимодействие краски и воды. Следовательно, процесс диффузии зависит от температуры — чем она выше, тем диффузия протекает быстрее.
Растворение
- Окуните кисточку в подсолнечное масло и нанесите рисунок на бумагу. Оставшееся пространство заполните краской. Вода и масло не растворяются друг в друге, потому и не смешиваются, а рисунок, нанесенный маслом, сохранится. Масло и вода — жидкости нерастворимые.
- Если в банку с водой капнуть масло, оно не утонет, поскольку плотность воды выше, чем плотность масла.
Сцепление
На бумагу нанесите рисунок пастельными мелками. А затем раскрасьте его акварельной краской. Бумага впитывает краску, но только не там, где она покрыта пастельными мелками. Молекулы воды, входящие в состав краски, удерживаются на бумаге силой сцепления. Этого не происходит там, где присутствует пастель,- между ней и бумагой действует большая сила, которая называется прилипанием.
Испарение
Мокрой кисточкой смачиваются предметы. Через некоторое время они высыхают. Вода или другая жидкость, попадая на какую-либо поверхность, превращается в пар или газ и растворяется в воздухе. Этот процесс называется испарением.
Поверхностное натяжение
Если вы погрузите кусочек мела в воду, он утонет. Если же натереть мел на терке и аккуратно погрузить крошки в воду, то эти кусочки мела будут плавать. Вода образует поверхностную пленку, удерживающую легкие предметы. Пленка состоит из молекул воды, которые выстраиваются определенным образом и сильно притягиваются друг к другу. Крошки мела очень легкие, потому поверхностное натяжение их удерживает.
Выталкивающая сила
Шарик из пластилина или глины, брошенный в воду, утонет. Если же из него слепить плоское блюдце, то оно будет плавать на поверхности воды. Это говорит о том, что вы увеличили объем вытесненной пластилином или глиной воды. Установили баланс между силой давления глины на воду и выталкивающей силой воды. Загрузка на блюдце мелких камушков увеличит его вес. Если выталкивающая сила воды будет больше, чем сила нагруженного блюдца, действующая на воду, то оно будет плавать, если нет — утонет.
Давление
Возьмите использованную пластиковую бутылку и проткните на разных уровнях отверстия одинакового диаметра. Налейте внутрь воду и понаблюдайте, как далеко фонтанирует вода. Вы заметите, что струя тем сильнее, чем ниже расположена дырка. Это говорит о том, что молекулы воздуха давят на поверхность воды, порождая небольшой фонтанчик в верхней части бутылки. Большее количество молекул воды оказывают давление на жидкость, находящуюся в бутылке ниже, и вызывает более сильное фонтанирование. Самое высокое давление обнаруживается на дне бутылки.
Физические силы
Соорудите горку из кубиков и доски. Экспериментируйте, спуская с горки шарики, мячики, машинки. Предметы скатываются под воздействием силы тяжести, но уменьшают свою скорость из-за силы трения. Трение замедляет спуск игрушки или шарика. Чем более шероховатая поверхность,
по которой скатывается предмет, тем выше сила трения и тем скорее остановится предмет.
Статическое напряжение
Надуйте воздушный шар и потрите его об одежду или волосы. Подержите шарик над кусочками бумаги либо сахаром. Предметы подпрыгивают и приклеиваются к шарику. Это — статическое напряжение. Оно возникает на основе электрических зарядов, образующихся на некоторых материалах.
Магнетизм
Насыпав на плотный картон мелкие металлические предметы (скрепки,гвоздики, шайбы, винтики), поднесите к нижней стороне магнит. Если его под картоном передвигать, будут перемещаться и мелкие предметы на картоне. Это магнетизм — сила, которая заставляет одни материалы притягиваться, другие отталкиваться.
Смелее, друзья!
Начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечет за собой другой, вам захочется попробовать один материал, второй, третий, добавить новые составляющие, изменить условия эксперимента. Вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают. Не бойтесь, что не все сможете объяснить малышу и подвести теоретическую базу под ваши исследования. Знаний, которые вы получили в школе, хватит, чтобы дать достаточно убедительное объяснение полученным результатам. А если что-то и подзабыли, порассуждайте вместе с малышом. Пусть он учится логически мыслить, | сравнивать, анализировать. Вы окажетесь его помощником, а то и оппонентом, что тоже неплохо. Научитесь восхищаться красотой и волшебством, которые всегда сопровождают экспериментирование, находите удовольствие в созидании!

 Надежда Колотилит

ПОПРОБУЙТЕ:

Выдавите в чашку сок лимона,окуните в него кисточку и нарисуйте что-нибудь на листе бумаги. Дайте рисунку высохнуть. Сейчас его не видно. Но если положить изображение между двумя газетными листами и прогладить утюгом - то проявится коричневый силуэт!
Это происходит потому, что в результате нагревания, натуральный сахар, который входит в состав лимонного сока, выгорает и превращается в угольную субстанцию.

материалы журнала  "Мой ребенок", ноябрь 2006 года.

 

Rambler's Top100
На меже, на переметке
Резеда и риза кашки,
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки
(Есенин)
Наверх!