Дети обожают воду, брызги и веселые игры. А ведь это — отличный повод проводить развивающие занятия прямо в домашней ванне!

Гармонично развитый ребенок — мечта любой мамы. Умный, здоровый, творческий, общительный — таким мы видим своего малыша. Как научить его всему, даря радость от познания мира, и при этом одновременно сохранить его интересы и индивидуальность? Главное — перед ребенком должна стоять интересная интеллектуальная задача, но при этом взрослому важно создать высокую эмоциональную активность в процессе занятий с детьми. Талантливый педагог стимулирует возбуждающий процесс естественного „схватывания" информации и последующего быстрого нахождения решения. Если задумали заниматься с малышом сами, попробуйте проводить первые развивающие уроки... в воде. Водная стихия — незаменимый помощник. Она возбуждает в детях естественное желание играть, и ваша задача — только правильно поставить развивающую цель. В центрах раннего развития „ЯСАМ" подобные занятия проводятся в бассейне, однако и домашняя ванна вполне подойдет.

С чего начать?

Игрушки-пособия, связанные со всеми направлениями развития крохи, разложите в ванной по разделам, например на пластиковой этажерке. Так удобнее соблюдать принципы систематичности и повторяемости в ваших домашних уроках.

♦ Для развития двигательных навыков подготовьте небольшие резиновые мячи, яркие и разноцветные. Понадобятся также обручи диаметром 20-30 см, пластиковый мини-кольцеброс, палка, поплавок для дыхания и детская лейка.

♦ Для развития мелкой моторики возьмите резиновые фигуры и игрушки, отличающиеся формой захвата.

♦ Для знакомства с цветом, формой и величиной выберите резиновые фигурки и коврики-паззлы, которые с легкостью фиксируются с помощью воды на бортике ванны или на плитке.

♦ Для развития внимания, сосредоточения и памяти хороши плоскостные фигуры животных, силуэты машин и геометрических форм.

♦ Для раскрытия творческого потенциала малыша заготовьте краски и кисти. Для рисования на плитке в ванной подойдет гуашь, а также специальные краски для ванной — они не окрашивают воду и легко смываются с тела крохи.

 

Водные игры

Именно в этих условиях интеллектуальное и физическое развитие идут параллельно и гармонично. Вода нормализует мышечный тонус, улучшает обмен веществ, что положительно сказывается на интеллектуальной активности ребенка. Вода, движения, игра — все это затрагивает эмоции малыша, а то, что проходит через наши эмоции, остается с нами навсегда. Итак, все готово, пора начинать: раз, два, три — в воду нырни!

„Леечка". Для подготовки к нырянию буквально с самого раннего возраста поливайте на головку малыша воду из лейки. Начинайте или заканчивайте этой процедурой свой урок. Так вы мягко подготовите кроху к нырянию. Спойте ласковую песенку, расскажите коротенькую сказку про цветок, и ребенок постепенно привыкнет к этому нужному упражнению.

- „Веселый обруч". Научите  малыша  держаться двумя ручками за обруч, лежа на животике. Медленно возите его вдоль ванны то в одну, то в другую сторону.

„Кольцеброс". Для игры подготовьте кольцеброс, предварительно установив его посередине ванны. Разноцветные кольца расположите вокруг на поверхности

воды. Подготовьте пластиковые браслетики и идентичные по цвету кольца. Наденьте один из браслетиков на ручку малыша и попросите его набросить на кольцеброс колечки только такого цвета. Затем поменяйте браслетик, и пусть кроха снова выполнит задание.

- „Раз, два, три, за динозавриком нырни!" — эта игра в увлекательной форме быстро научит нырять, понимать одно- и двухсложные инструкции и разовьет восприятие ребенка. Для этой забавы необходимы игрушки на присосках, которые располагаются по дну ванны. Совсем маленьких детишек попросите: „Сашенька, достань желтого динозавра" или „Найди-ка мне голубого динозавра". А для детей постарше задание должно звучать так: „Достань не розового, а зеленого динозавра". Для развития речевого дыхания и функции прослеживания проведите игру „Поплавки". Дайте малышу легкий поплавок. Пусть он дует на него, двигая вперед, но без помощи рук. Сами сделайте то же самое. Интересно, кто быстрее?

- „Чего не стало?" Приклейте на бортик ванны или на плитку 3-4 силуэта животных из мягкого конструктора. Попросите малыша закрыть глазки и спрячьте одну игрушку. Интересно, угадает ли он, кто от него спрятался? Если ответ правильный, разрешите крохе самому приклеить обратно „пропавшую" игрушку.

-Игра „Прыгни в обруч" разовьет как двигательные навыки, так и внимание, и слуховое сосредоточение. Расположите на поверхности ванны обручи двух размеров: большой и маленький. По громкому сигналу свистка ребенок должен прыгнуть в большой обруч, а по тихому — в маленький. Для малышей от года до двух лет можно пользоваться только словесными инструкциями. Например: „Прыгни в большой обруч" и т.д. А закончить урок здорово было бы веселой „Животной гимнастикой".    Из мягкого конструктора приготовьте большие изображения животных: зайца, собаки, рыбки, медведя. Показывая животных, делайте определенные движения. „3аяц" — прыгаем в воде двумя ножками одновременно. „Собачка” – скачем поочередно то на одной, то на другой ножке. „Рыбка"

— прыгаем вокруг себя то в одну, то в другую    сторону.    „Медведь" — раскачиваемся в воде из стороны в сторону.

Краски сюда!

Использовать краски в ванной можно по-разному. Позвольте малышу рисовать на плитке все, что он захочет, или пусть учится рисовать круги, капли дождя, линии. Если же вы используете специальные краски для ванных комнат, то кроха может попробовать и разрисовать самого себя.

- Игра „Цветная схема тела". Все просто: вы весело даете задания, а малыш их выполняет. Например: „Петя, разукрась пяточку зеленой краской, а носик сделай желтым". В процессе игры нелишне заглянуть в зеркало. Детишкам постарше можно давать инструкции посложнее. Например: „Правый мизинец пусть будет белым, а левый — не синим". Но главное, помните: побольше брызг и веселого настроения! Только не забудьте заранее положить на пол ванной большое махровое полотенце! А водная стихия, несомненно, раскроет все задатки и способности вашего малыша.          

Юлия Алексеева, президент образовательного холдинга „ЯСАМ"

по страницам журнала "Лиза. Мой ребенок", ноябрь2006

 

Rambler's Top100
Клен ты мой, опавший,
Клен заледенелый...
Что стоишь, нагнувшись,
Под метелью белой?.
(Есенин)
Наверх!